Греко-римская борьба (классическая
борьба), вид спортивной борьбы с применением
приёмов, основанных на действии рук и туловища (без
захватов ниже пояса, подножек, подсечек и др.); сформировался
в конце 19 в. С 1896 в программе Олимпийских игр, чемпионаты
мира с 1904, Европы — с 1898. В Международной федерации
борьбы — ФИЛА (FILA; основана в 1912) свыше 120 стран
(1997). (Определение из энциклопедического
словаря)
|
Старейший
из Олимпийских видов спорта
Греко-римская борьба (она же
классическая) может считаться старейшим из всех олимпийских
видов спорта, ибо только она дошла до наших дней практически
без изменений.
Эта борьба (разумеется, она являлась
на тот момент единственной и не называлась греко-римской
или классической, ибо понятие классики применимо только
при условии существовании альтернативы) входила в программу
первых античных Олимпийских игр, которые прошли еще
в 774 году до новой эры. С тех пор этот вид спорта являлся
неизменным атрибутом любых летних Олимпиад. Основным
отличием классической борьбы от вольной является запрет
на проведение подсечек, подножек и захватов ниже пояса.
Надо отметить, что в этом виде спорта соревнуются исключительно
мужчины. Во всем остальном она очень похожа на вольную
борьбу.
Характерная черта этого вида борьбы
- борьба встойке и в партере (что не характерно для
многих национальных видов). Несмотря на ограниченное
количество захватов (не ниже пояса) и запрещение применять
броски с действием ног, эта борьба содержит большое
количество бросков и переворотов, в партере допускает
переворачивание противника на спину из положения стоя
на коленях, лежа на груди или на боку.
Место борьбы - специальный ковер размером
8Х8х0,1 м. Костюм борца состоит из специального облегающего
трико красного или синего цвета, плавок и ботинок ("борцовок")
— обязательно без каблуков и жестких наконечников на
шнурках (на последних крупных турнирах борцовки застегивались
на липучки).
Перед началом схватки борцы становятся на противоположных
(по диагонали) углах ковра, обозначенных красным и синим
цветом. Арбитр приглашает их на середину, проверяет
готовность к поединку, после чего дает сигнал к его
началу.
Для победы надо прижать противника спиной к ковру (туше).
Победа присуждается и за проведение приемов (по баллам).
Время схватки часто изменялось. В настоящее время схватка
длится два периода по три минуты с перерывом в 1 мин.
История развития спорта
До 30-х годов эта борьба называлась "французской",
затем она была переименована в финско-французкую, в
1947 г. — в греко-римскую, в 1948 г. — в классическую
и в 1991 г. снова в греко-римскую.
Борьба включена в программу Олимпийских Игр с 1896
года, т.е. с момента начала современных Олимпийских
Игр.
В программе Олимпийских Игр с 1896 г. разделения на
весовые категории не было. С 1906 спортсмены разделялись
на 3 весовые категории, с 1908 — на 4, с 1912 — на 5,
1924 — на 6, с 1932 — на 7, с 1948 — на 8, с 1972 —
на 10, с 1997 — на 8.
В программу
современных Олимпийских игр греко-римская борьба вошла
в 1896 году. В 1912 году возникла Международная федерация
объединенных стилей борьбы ФИЛА (FILA) 1912), в которую
вошли представители как классической, так и вольной
борьбы.
Весовые категории
В греко-римской борьбе существуют
7 весовых категорий:
- менее 55 кг;
- 55-60 кг;
- 60-66 кг;
- 66-74 кг;
- 74-84 кг;
- 84-96 кг;
- 96-120 кг.
|
Владимир Воронин
|
Статья из журнала «Спортивная
жизнь России», № 1 и 3 за 2004 год |
Многоликая Сила
Ловкую силу лучше всего представляет борьба – древнейший
вид силового единоборства. Ситуация, когда наряду с силой
в равной степени выступают и другие качества: ловкость, выносливость,
быстрота – делает поединок борцов труднопредсказуемым и потому
зрелищным. Но все же в силовой борьбе (ныне ее прежде всего
представляет греко-римский стиль) сила является в схватке,
ограниченной 10 мин времени, решающим фактором.
В начале XX века в пору расцвета борьбы время схваток не
ограничивалось, и борьба могла продолжаться часами (рекорд
здесь – 10 часов!). Там уже побеждал более выносливый. В ту
золотую пору борьбы большинство членов клуба были и тяжелоатлетами,
и борцами, то есть понятия «сила» и «борьба» были нераздельны.
Но борьба требует особого рода силы: ловкой, гармоничной,
чувствительной, способной мгновенно прекратить свое воздействие,
если прием не удался. Борьбе противопоказано длительное напряжение
с натуживанием, что сбивает дыхание и приводит к кислородному
голоданию, приводя борца на некоторое время в беспомощное
состояние.
Самым знаменитым борцом давнего времени был легендарный Иван
Поддубный. Как отмечали его современники, у него не было слабых
мест. Сила его была исключительна и гармонична, но упражнений
со штангой он не любил. Поэтому из показателей его силы известен
лишь мировой рекорд в подъеме на грудь с колен штанги весом
122,8 кг в один темпе 1904 году.
В наше время большую известность приобрел
борец, победивший на трех Олимпиадах – Александр Карелин,
обладающий могучим сложением и выделявшийся среди борцов своими
силовыми показателями (взятие штанги на грудь – 190 кг). Хотя
и до него в этом виде борьбы были уникумы по части силы.
Например, чемпион Олимпиады 1956 года Анатолий
Парфенов, прошедший войну и дважды раненный, на контрольных
тренировках делал наклоны с партнером, весящим за 100 кг и
сидящим на шее более 100 раз. А
Иван Ярыгин мог отжаться от пола 150 раз и при собственном
весе 100 кг пробежать 50 км.
Подтягивания на перекладине также входят в число контрольных
упражнений борцов и здесь они вне конкуренции. Большинство
членов сборной подтягиваются 30 и более раз, а Али Алиев (легчайший
вес в 60-х годах) подтянулся 80 раз, он был пятикратным чемпионом
мира.
Очень сильны у борцов и кисти рук, о которых они заботятся
постоянно, тренируясь в сжимании мяча и т.д. Сильнейший в
стране борец довоенных лет Василий Люляков – вес 54 кг, имел
феноменальный показатель кистевой динамометрии – 140 кг. Контрольный
норматив для тяжеловесов, членов сборной, был в 1968 году
– 82 кг. Для сравнения – у Юрия Власова, по словам его тренера
Богдасарова, сила кисти равнялась 125 кг.
Представители старого поколения борцов, знавшие еще Поддубного,
до старости сохраняли эту сила хвата: чемпион Союза Александр
Сенаторов в своих выступлениях перед публикой делал из толстых
гвоздей якоря, сплетал узлы, гнул пятаки. Несколько таких
«штуковин» есть в коллекции Юрия Владимировича Шапошникова,
собирающего такие доказательства силы.
В борьбе нужна не голая, а ловкая, хитрая сила, и подтверждение
тому историческая схватка на Олимпиаде 1972 года немца Вильфреда
Дитриха с американским человеком-горой Крисом Тэйлором, весившим
около 200 кг. При таком весе Тэйлор, как сообщала печать,
мог 20 раз подтянуться на перекладине. Сам же Дитрих весил
110 кг. Тем не менее, он сумел обхватить соперника (чего до
него никому не удавалось) и бросить через себя на лопатки.
При этом он сильно рисковал. Если бы бросок сорвался, то 200-килограммовая
туша раздавила бы его.
Борьба как средство идеального физического воспитания входит
в культуру многих народов. В нашей стране это, прежде всего
народы Кавказского региона. Это прекрасное средство воспитания
настоящих мужчин, которые не только кажутся, но и есть таковые
по сути. В России же традиция национальной борьбы безнадежно
утеряна. Ее место заняли экзотические восточные виды. Только
в Татарстане сохранился вид народной борьбы.
Источники:
http://olympicgames.com.ua
http://kartvic.narod.ru/Page/BIM/4/greko-rim.htm
http://www.panatta.ru/articles/voronin_01.htm
|